|
В 1760-х
годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля.
Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего
представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место
классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем
распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) –
художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования
форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи
итальянского возрождения.
Для
архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы,
логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония
пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.
Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим
возможностям круга заказчиков, все расширяющегося засчет мелкопоместных
дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся
эстетическим воззрениям.
Развитие
архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами.
Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и
активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности
помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В
результате чего возникла необходимость возведения казенных и
частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К
ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные
комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения.
А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки.
В городах
стали строить много казенных административных зданий: губернаторские
дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов.
Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость
в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий,
институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и
библиотек. Быстро росли города, прежде всего засчет жилой застройки
усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося
в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд,
архитектурные приемы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и
пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля
требовала значительных материальных затрат и большого количества
квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из
сказанного, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ
зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки
материального и идеологического характера обусловили кризис стиля
барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономической и
реалистичной архитектуре. Поэтому именно классическая архитектура
античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем
выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом,
основой формирующегося в России классицизма.
|
|