|
Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре
1762 года было учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и
Москвы. Созданная для регулирования застройки обеих столиц, вскоре стала
руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до
1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные
архитекторы: А.В.Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.);
И.Лем (1775-1796 гг.). Помимо урегулирования планировки Петербурга и
Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов
(Архангельска, Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани,Новгорода,
Ярославля, Костромы, Томска, Пскова, Воронежа, Витебска и других).
Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные
магистрали, сложившиеся аминистративные и торговые площади, четкие
границы городов. Упорядочение городской планировки на основе
геометрически правильной прямоугольной системы. Застройка улиц и
площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади
должны были застраиваться образцовыми домами, поставленные вплотную друг
к другу. Это способствовало единству организации улиц. Архитектурный
облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами
фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости
оживляли лишь фигурные повторяющиеся обрамления оконных проемов.
В городах
России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге
этажность поднималась до трех-четырех. В данный период А.В.Квасовым
разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Образование
сквозных проездных набережных и предмостных площадей, превратили
Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 оду был
составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую
структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и
Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой
застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В
1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты
классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект
“Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный
архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста
(1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости.
В этот период
в России работали известные архитекторы: Ю.М,Фельтен и К.М.Бланк,
итальянец А.Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный
период в хронологической последовательности возведения строений следует
отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все
больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть
основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди
(1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме.
Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве
зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей
парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной
растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно
выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз.
Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон
Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный
павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже.
Павильон в Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных
развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным
явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов.
Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и
имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий
парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с
проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести
ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья,
охватывающие парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783
г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам
первоначальной композиции В.Ф.Бренна.
Сдержанная
пластика фасадов комплексируется благородством местного камня –
светло-серого пудостского известняка. Парадные интерьеры расположены на
втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, мраморная
столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне
реставрирован. Кроме указанных выше А.Ринальди выстроил несколько
православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной
композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и
высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование
классических ордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и
деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической
действительности художественных образов, что соответствует раннему
классицизму. Помимо монументальных зданий А.Ринальди создал ряд
мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота
(1777-1782 гг.); Чесменская колонна (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский
обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). Учреждение Академии художеств в 1757
году обусловило новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К
ним относится приехавший из Москвы А.Ф.Кокоринов (1726-1772 гг.) и
приглашенный из Франции И.И.Шуваловым Ж.Б.Валлен-Деламонт (1729-1800
гг.). К творениям указанных зодчих следует отнести дворец Г.А.Демидова.
Особенность дворца Демидова – чугунная наружная терраса и чугунные
лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с
садом. Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской
набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость
стиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпус
Педагогического института Герцена. Северный фасад Малого Эрмитажа;
Строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по
контуру целого квартала фундаментах. А.Ф. Кокоринов и
Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые
отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным
двором. Примером этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец
И.Г.Чернышева. В середине
XIX
века на его месте у Синего моста был возведен архитектором
А.И.Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул
большую строительную деятельность архитектор Фельтон Ю.М. Его творчество
формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в
рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена
являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт,
расположенный рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с
тремя внутренними дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид,
отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение
Ю.М.Фельтена – это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы
(1770-1784 гг.). Она создана при творческом участии П.Е.Егорова
(1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные
столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские
каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и
гармония частей и целого. Поворот русской архитектуры в сторону
классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле
Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от
Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка
(1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1860 году
возвел импозантный павильон “Эрмитаж”. В соответствие с возникновением и
развитием классицизма на смену регулярной французской системе
садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система),
распространившаяся в Западной Европе и прежде всего в Англии.
|
|